| ||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Новости NATEXPO18 января 2011 XIV Международный конгресс НАТ: итоги Состоявшийся 16-18 ноября 2010 года в Москве Международный конгресс НАТ по замыслу его организаторов соединил традиционную базовую основу – анализ прогрессивных тенденций в технологиях телерадиовещания - и инновационные, новаторские подходы к возможностям их реализации. В самом названии Конгресса – «Стратегия 2015: контент, технологии, экономика. Сценарии лидеров» были заявлены как содержательные приоритеты, так и необычность формы. В общем магистральном движении, определенном Федеральной целевой программой (ФЦП) развития телерадиовещания до 2015 года, были предложены варианты, модели и направления в области производства и распространения аудиовизуальной продукции в привычной эфирной среде и нетрадиционных средах. Такой подход был продиктован, в первую очередь, целями и задачами ФЦП, которая была утверждена Правительством России в декабре 2009 года и, следовательно, на Конгрессе НАТ рассматривалась впервые, а также первыми результатами ее реализации в 2010 году. Во-вторых, итогами масштабной работы, проведенной НАТ в течение года – совещаний региональных телекомпаний «Цифровое ТВ и региональное вещание». Участники Конгресса получили сборник материалов «НАТ представляет», своего рода отчет о том, какие модели развития региональных телекомпаний возможны в условиях цифрового вещания. В сборнике представлены обзор рынка крупных региональных компаний России, имеющих самостоятельное программирование и объем собственного вешания свыше 18 часов в сутки, перечень телекомпаний, представивших предварительные заявки на включение во 2-й цифровой мультиплекс, принципы организации вещания и этапы создания этого мультиплекса и график организации создания сети для него. Наконец, различные модели и варианты рассматривались в контексте мирового опыта, который был представлен участниками Конгресса из ближнего и дальнего зарубежья. На церемонии открытия Конгресса и выставки профессионального вещательного оборудования NATEXPO прозвучали слова приветствия Председателя Правительства России В.Путина и легендарного Теда Тернера. В.В. Путин отметил значение Конгресса и выставки, которые «дают отличную возможность в деловой и по-настоящему дружеской, неформальной обстановке обсудить широкий круг профессиональных вопросов, связанных с эффективным развитием отрасли, реализацией масштабных инновационных проектов, наметить планы и перспективы на и будущее». Со сценариями, докладами и сообщениями выступили 45 лидеров телерадиовещания, заместители Министра связи и массовых коммуникаций России А.А.Жаров и А.В.Малинин, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Л.Б.Нарусова, руководитель Роскомнадзора С.К.Ситников, генеральный директор РТРС А.Ю. Романченко, главный научный сотрудник НИИ Радио, почетный председатель Исследовательской комиссии по вещанию Международного союза электросвязи М.И.Кривошеев, генеральный конструктор ОАО «Газпром Космические системы» Н.Н.Севастьянов. Тон дискуссионному характеру обсуждения ближайших и средне-срочных перспектив задал А.А.Жаров, который заявил, что «цифровизация, по сути дела, является реальностью, в которой живут все масс-медиа. Постепенно меняются и трансформируются все составляющие технологической цепочки. Производство контента в цифре становится проще и дешевле, качество, если этим занимаются профессионалы, лучше». Такой же реальностью, продолжил А.Жаров, стала универсальная среда распространения контента, к которой должны адаптироваться и вещатели, и связисты. Все более разнообразной становится линейка техники, которая сегодня предоставляется потребителю, более того, она становится также универсальной. HD – телевизоры и 3D- телевизоры, Интернет – телевизоры, мультисервисные и интерактивные приставки формируют новую среду, предоставляя телезрителю новые возможности. Заместитель министра представил свою точку зрения на модель будущего телевидения и радиовещания, и она вызвала живое и активное обсуждение участников. Яркий и глубокий сценарий члена Правления НАТ, президента холдинга «ПрофМедиа» Р.П.Акопова «Телевидение без башни. От метафоры – к реальности» не оставил равнодушным ни одного участника Конгресса, а его наблюдения и выводы о конвергенции телевизора и монитора, проникновении ШПД на разных платформах, предстоящем внедрении в России сетей 4G (стандарт LTE), об интерфейсах компаний Google и Apple, и, главное, появлении новой модели телевидения ОТТ (Over The Top TV) обсуждались как основными спикерами, так и в кулуарах Конгресса. Не менее интересными и даже шокирующими были и другие составляющие сценария Р.Акопова – об отсталой организационно-экономической модели эфирных телеканалов, о том, что «эфирная цифра» не увеличит, а ограничит зрителей в выборе региональных и нишевых каналов и контента в целом, о необходимости адаптации ФЦП к новым технологическим и социальным реалиям. Ряд конкретных выводов и предложений, сформулированных Р. Акоповым, начали обсуждаться уже в ходе Конгресса. Как, впрочем, и идеи, изложенные в сценариях вице-президента НАТ, генерального директора «ТНТ-Телесеть» Р.Е.Петренко, члена Правления Ассоциации, генерального продюсера «СТС Медиа» В.А.Муругова, вице-президента НАТ, президента холдинга «Южный регион» (Ростов-на-Дону) Г.В.Кудинова, председателя совета директоров, генерального директора «Амедиа» А.З.Акопова, члена Правления НАТ, президента «Телерадиокомпании «ТВ-2» А.И.Майофиса и вообще, каждого из тех, кто предлагал свою точку зрения. Стоит хотя бы упомянуть еще один сценарий – «поколения, которое не смотрит ТВ» - «От вещания к коммуникации», который предложила бакалавр журналистики ГУ – ВШЭ Кира Петрова. Все это многообразие продуманных и креативных идей и предложений предстоит осмыслить и сделать достоянием индустриального сообщества. Более широко, чем в предыдущие годы, был представлен зарубежный опыт перехода на цифровые технологии. С сообщениями выступили вице-президент НАТ Казахстана А.А.Ягодинцев, исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей Украины Е.А.Мясникова, первый заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь А.В.Гусев, член правления Национальной ассоциации электронных СМИ Узбекистана, генеральный директор «Телесеть НТТ» Ф.Ф. Шарапов. Фундаментальные доклады и презентации представили И.В. Омелянюк (Международная ассоциация Digital(EBU), Ассоциация участников внедрения цифрового телерадиовещания Украины, Мартин Солтер (IABM), Линда Дженсен (HBO по Центральной Европе), Ж.-П. Лакотт (ТВЧ Форум, «Техниколор»), Михазль Бюсс (Группа европейских исследователей аудитории при Европейском Вещательном Союзе). Много пищи для размышлений и действий дала встреча вещателей с Министром связи и массовых коммуникаций России И.О.Щеголевым, которая стала своеобразным финалом Конгресса. Материалы пленарных заседаний опубликованы в информационном бюллетене НАТ, готовится их отдельное издание. К основным итогам Конгресса следует отнести определение глобальных тенденций, которые рассматривались в качестве основных: появление новых вещателей наряду с вариантами трансформации или преобразования традиционных, развитие многоканальной среды для распространения контента, одновременное использование разных платформ и их синергия, возможность использования зрителями нескольких медиа одновременно и выбора из разнообразных экранов наиболее удобных, рост количества тематических каналов и увеличение суммарной доли их аудитории, появление современных методов измерения аудитории, в том числе, с каналами обратной связи. Важнейшими являются прозвучавшие на Конгрессе заявления о предстоящих изменениях в отношениях между вещателями и государством, возрастании роли саморегулирования, о правовом обеспечении цифрового ТВ. Участники Конгресса получили подготовленный НАТ Атлас телевидения и радио России. В нем представлены сведения почти о 2100 теле- и радиокомпаниях. Систематизированная информации о состоянии индустрии необходима для ее системного и объективного анализа, распределения частотного ресурса между участниками рынка, выработки стратегии развития. Особенно актуальной эта задача стала в условиях перехода производства и распространения телерадиопрограмм, предоставления потребителям новых информационных услуг в цифровом формате. В основу мониторинга телерадиокомпаний и подготовки предложенной редакции Атласа положен принцип ограничения сферой эфирного наземного и кабельного вещания. В числе параметров, характеризующих компании – номера каналов, сведения о лицензиях, территории уверенного вещания, размерах аудитории, времени вещания и объемах производства собственной продукции, среде распространения программ, транслируемых СМИ. Эти данные в совокупности позволяют представить используемые частотные ресурсы, оценить производственную эффективность телерадиокомпаний, получить представление о распространении программ в разных регионах страны. Все сведения даны по Федеральным округам и субъектам федерации, внутри них – по городам и населенным пунктам, среди которых выделены столичные и областные, а также «конкурсные» города, право на вещание в которых определяется Федеральной конкурсной комиссией. В Атласе представлены в основном телерадиокомпании, работающие в городах с населением свыше 100 тысяч человек и выше, в ряде случаев представлены компании в городах и населенных пунктах с меньшим количеством населения. Работа по уточнению данных, дополнению сведениями о компаниях, распространяемых телерадиопрограммы на территории всей России в эфирных и других средах будет продолжена. На Конгрессе был представлен также проект создания Объединенного банка видеоконтента. Цель проекта – поддержка региональных телекомпаний в период перехода на цифровое вещание путем обмена видеопрограммами через медиапортал. Он проектируется как многофункциональная высокоскоростная система обработки и доставки цифрового видеоконтента с использованием выделенных каналов или сети Интернет, площадка для поиска, обмена и приобретения (продажи) видеоматериалов. Телекомпаниям, которые станут пользователями медиапортала, будут доступны возможности получения видеопрограмм для увеличения объемов собственного вещания и перехода на самостоятельное программирование. Понятно, насколько эта тема важна как в стратегическом плане поддержки российских производителей телеконтента, так и в практическом отношении, в связи с конкурсным рассмотрением заявок региональных компаний на вхождение в тот или иной цифровой мультиплекс Совокупным итогом этой работы стала подготовленная фундаментальная база для совместной работы вещателей, органов власти, РТРС и Федеральной конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право распространения телепрограмм в первом и втором мультиплексах. Конкурсы будут проходить в течение всего 2011 года, и, с учетом ввода третьего мультиплекса, в последующие годы, что позволяет считать итоги 2010 года стартовой площадкой для будущего. |
|
||||||||||||
|